Delphi - объектно-ориентированный язык программирования, разработанный компанией Borland в 1995 году. Он основан на языке программирования Pascal, но имеет более расширенные возможности и добавлены новые функции.
Delphi является интегрированной средой разработки (IDE), которая позволяет разрабатывать программное обеспечение для различных платформ, включая Windows, macOS, Android и iOS. Delphi достигает многоплатформенности с помощью...
Рано или поздно каждый программист сталкивается с таким понятим как ловушки. Чтобы приступить к ипользованию ловушек необходимо обзавестись windows SDK, который можно так же скачать с сайта Microsoft. В прилагаемом к статье архиве содержатся два проекта: hooks.dpr - это пример приложения работающего с ловушками, а hookdll.dpr - собственно сама DLL.
Что такое ловушки (Hooks)?
Проще говоря, ловушка - это функция, которая является частью DLL или часть Вашего приложения, при помощи которой можно контролировать 'происходящее' внутри окошек операционной системы. Идея состоит в том, чтобы написать функцию, которая будет вызываться каждый раз, когда будет возникать определённое событие - например, когда пользователь нажмёт клавишу или переместит мышку. Ловушки были задуманы Microsoft в первую очередь, чтобы облегчить программистам отладку приложений. Однако существует множество способов использования ловушек - например, чаще всего при помощи ловушек пишутся клавиатурные шпионы.
Итак, существует два типа ловушек - глобальные и локальные. Локальная ловушка отслеживает только те события, которые происходят только в одной программе (или потоке). Глобальная ловушка отслеживает события во всей системе (во всех потоках). Оба типа ловушек устанавливаются одинаково, однако единственно отличие заключается в том, что локальная ловушка вызывается в пределах Вашего приложения, в то время как глобальную ловушку необходимо хранить и вызывать из отдельной DLL.
Процедуры ловушки
Далее следует краткое описание каждой процедуры и структуры, необходимой для ловушки.
Функция SetWindowsHookEx необходима для установки ловушки. Давайте посмотрим на аргументы данной функции:
Name | Type | Description |
---|---|---|
idHook | Integer | Число, представляющее тип ловушки - например WH_KEYBOARD |
lpfn | TFNHookProc | Адрес в памяти функции ловушки |
hMod | Hinst | Дескриптор dll в которой находится функция. Если это локальная ловушка, то этот параметр 0. |
dwThreadID | Cardinal | 'id потока', который Ваша программа будет контролировать. Если это глобальная ловушка, то параметр должен быть 0. |
SetWindowsHookEx возвращает дескриптор (т.е. идентификатор) текущей ловушки, который можно использовать в функции UnhookWindowsHookEx для последующего удаления ловушки.
Функция hook это процедура, которая вызывает в случае, если необходимое нам событие происходит. Например, если установлена ловушка типа WH_KEYBOARD, то окно будет передавать в ловушку информацию о том, какая клавища была нажата. Для Вашей процедуры hook необходимы следующие аргументы:
Name | Type | Description |
---|---|---|
Code | Integer | Указывает на то, что означают следующие два параметра |
wParam | word | Параметр размером в 1 слово (word) |
lParam | longword | Параметр размером в 2 слова |
Функция hook возвращает значение типа longword.
Данная функция предназначена для работы с цепочкой функций ловушек. Когда ловушка установлена на определённое событие, то может возникнуть такая ситуация, когда кто-нибудь тоже захочет установить ловушку на это же событие. Когда Вы устанавливаете ловушку при помощи SetWindowsHookEx, то Ваша процедура ловушки добавляется в начало списка процедур ловушек. Поэтому основная задача функции CallNextHookEx заключается в том, чтобы вызвать следующий в списке обработчик ловушки. Когда Ваша процедура ловушки завершится, то она должна вызовать CallNextHookEx, а затем вернуть заданное значение, в зависимости от типа ловушки.
Данная функция просто напросто удаляет Вашу ловушку. Единственный аргумент этой функции - это дескриптор ловушки, возвращаемы функцией SetWindowsHookEx.
Локальная ловушка
Сперва давайте создадим локальную ловушку. Необходимый для неё код содержится в 'local.pas'. При запуске Hooks.exe будет отображена небольшая форма. Для использования локальной ловушки достаточно нажать кнопку Add/Remove Local Hook на этой форме. После установки локальной ловушки, Вы заметите, что при нажатии и отпускании любой клавиши будет раздаваться звуковой сигнал (естевственно, когда hooks.exe будет иметь фокус. Ведь это локальная ловушка).
Самая первая функция в local.pas - SetupLocalHook, которая соственно и создаёт локальную ловушку, указывая на процедуру ловушки KeyboardHook. В данном случае это простой вызов SetWindowsHookEx, и, если возвращённый дескриптор > 0, указывающий на то, что процедура работает, то сохраняет этот дескриптор в CurrentHook и возвращает true, иначе будет возвращено значение false. Далее идёт функция RemoveLocalHook, которая получает в качестве параметра сохранённый дескриптор в CurrentHook и использует его в UnhookWindowsHookEx для удаления ловушки. Последняя идёт процедура hook, которая всего навсего проверяет - была ли отпущена клавиша и если надо, то выдаёт звуковой сигнал.
Глобальная ловушка
Глобальная ловушка выглядит немного сложнее. Для создания глобальной ловушки нам понадобится два проекта - певый для создания исполняемого файла и второй для создания DLL, содержащей процедуру ловушки. Глобальная ловушка, которая представлена в примере, сохраняет в файле log.txt каждые 20 нажатий клавиш. Чтобы использовать глобальную ловушку, достаточно на форме hook.exe нажать кнопку add/remove global hook. Затем, например, в записной книжке (notepad) достаточно набрать какой-нибудь текст, и Вы увидите, что в log.txt этот текст сохранится.
Наша Dll содержит две процедуры. Первая - это процедура hook, которая идентична для той, которую мы рассмотрели для локальной ловушки. Вторая процедура необходима инициализации dlls, и содержит текущий номер клавиши, которая была нажата, а также дескриптор ловушки, которая была создана.
Исполняемый файл сперва должен загрузить процедуры из DLL, а затем использовать SetWindowsHookEx, чтобы создать глобальную ловушку.
В заключении...
Представленный пример объясняет - как перехватывать события клавиатуры. Чтобы узнать, как использовать ловушки других типов, таких как WH_MOUSE, необходимо разобраться с windows SDK.