Delphi - объектно-ориентированный язык программирования, разработанный компанией Borland в 1995 году. Он основан на языке программирования Pascal, но имеет более расширенные возможности и добавлены новые функции.
Delphi является интегрированной средой разработки (IDE), которая позволяет разрабатывать программное обеспечение для различных платформ, включая Windows, macOS, Android и iOS. Delphi достигает многоплатформенности с помощью...
В статье описывается пример, который позволяет разделить экран на блоки, а затем поменять эти блоки местами. Так же можно менять размеры блоков и скорость их перемещения. На мой взгляд неплохое начало для создания логической игрушки либо экранной заставки.
Уверен, что каждый из Вас уже хоть раз видел что-то подобное в действии. При запуске, программа берёт изображение десктопа и разделяет его на определённое количество прямоугольных частей (одинакового размера). После этого часть блоков случайным образом перемещается со своего первоначального места.
Как это всё осуществить
Создайте новый проект Delphi с чистой формой. Установите свойство Name в 'Shuffler'. Добавьте на форму компоненты Image (Image1) и Timer (Timer1). Image будет содержать в себе изображение десктопа (разобранное), а Timer будет вызывать процедуру рисования. Свойство Interval компонента Timer определяет, как часто будет происходить перемешивание (значение 1000 эквивалентно одной секунде, 2000 - двум секундам).
Так же для проекта потребуется несколько глобальных переменных. Поместите следующий код перед секцией implementation в модуле формы:
var Shuffler: TShuffler; //это было добавлено самим Delphi DesktopBitmap : TBitmap; gx, gy : Integer; redRect : TBitmap; rW, rH : Integer; const DELTA = 8; //должно быть 2^n
Значение константы (integer) DELTA определяет, на сколько частей будет разбит экран (строк и колонок). Число DELTA должно быть в виде 2^n, где n - целое (integer) число со знаком. Большое значение DELTA приводит к маленьким размерам блоков. Например, если DELTA равна 16 и разрешение экрана 1024 x 768, то экран будет поделён на 256 частей размером 64x48.
Проект начинает выполняться с обработчика события OnCreate:
procedure TShuffler.FormCreate(Sender: TObject); begin rW := Screen.Width div DELTA; rH := Screen.Height div DELTA; redRect:=TBitmap.Create; with redRect do begin Width := rW; Height := rH; Canvas.Brush.Color := clRed; Canvas.Brush.Style := bssolid; Canvas.Rectangle(0,0,rW,rH); Canvas.Font.Color := clNavy; Canvas.Font.Style := Canvas.Font.Style + [fsBold]; Canvas.TextOut(2,2,'About'); Canvas.Font.Style := Canvas.Font.Style - [fsBold]; Canvas.TextOut(2,17,'Delphi'); Canvas.TextOut(2,32,'Programming'); end; Timer1.Enabled := False; Image1.Align := alClient; Visible := False; BorderStyle := bsNone; Top := 0; Left := 0; Width := Screen.Width; Height := Screen.Height; InitScreen; // SetWindowPos(Handle, HWND_TOPMOST, 0, 0, 0, 0, SWP_NOSIZE + SWP_NOMOVE); Visible := True; Timer1.Interval := 10; // меньше := быстрее Timer1.Enabled := True; // Запускаем вызов DrawScreen end;
Во-первых, значения rW и rH определяются значением DELTA. Как уже объяснялось, если разрешение экрана 800x600 и DELTA равна 8, изображение экрана будет разделено на 8x8 частей размером 100x75 (rW = 100, rH = 75).
Во-вторых, созданный битмап redRect, будет размещён внутри картинки, с той целью, чтобы заменить перемещённый блок. redRect является простым красным прямоугольником с текстом (синим) внутри него. Так же для этого можно использовать готовую эмблему или что-то ещё.
Наконец, устанавливается ширина и высота формы как у экрана. Вызов (закомментированный) API функции SetWindowPos можно использовать, чтобы установить форму всегда на переднем плане (OnTop), не перемещаемую и не изменяемую. Вызывается процедура InitScreen. Устанавливает интервал таймера и начинает выполняться обработчик события OnTimer, запуская процедуру DrawScreen.
InitScreen - Скриншот
Процедура InitScreen, вызываемая из обработчика события OnCreate, используется для получения скриншота текущего изображения десктопа, устанавливая начальную позицию redRect и рисуя сетку. Код, который будет рисовать сетку необязателен.
Чтобы получить скриншот десктопа, используется GetDC для GetDesktopWindow. API функция BitBt используется для передачи картинки десктопа в DesktopBitmap. GetDC(GetDesktopWindow) получает дескриптор контекста устройства дисплея для указанного окна - окна возвращённого функцией GetDesktopWindow. В заключении DesktopBitmap ассоциируется с компонентой Image1. Если что-то не ясно, то советую заглянуть справичные файлы по Delphi.
Начальная позиция redRect выбирается случайным образом. Trunc(Random * DELTA) возвращает целое число от 0 до DELTA. Далее, redRect рисуется в точке gx, gy, используя функцию CopyRect объекта Canvas. Опять же, если Вы не знакомы с алгоритмом рисования Delphi, то советую порыться в справке.
В конце, при помощи MoveTo и LineTo рисуется сетка. Сетка необязательна и используется только для того, чтобы лучше различать границы блоков.
procedure InitScreen; var i, j: integer; begin //получаем битмап десктопа DesktopBitmap := TBitmap.Create; with DesktopBitmap do begin Width := Screen.Width; Height := Screen.Height; end; BitBlt(DesktopBitmap.Canvas.Handle, 0,0,Screen.Width,Screen.Height, GetDC(GetDesktopWindow),0,0,SrcCopy); Shuffler.Image1.Picture.Bitmap := DesktopBitmap; //изначальные координаты redRect Randomize; gx := Trunc(Random * DELTA); gy := Trunc(Random * DELTA); Shuffler.Image1.Canvas.CopyRect( Rect(rW * gx, rH * gy, rW * gx + rW, rH * gy + rH), redRect.Canvas, Rect(0,0,rW,rH)); //рисуем сетку for i:=0 to DELTA-1 do begin Shuffler.Image1.Canvas.MoveTo(rW * i,0); Shuffler.Image1.Canvas.LineTo(rW * i,Screen.Height); Shuffler.Image1.Canvas.MoveTo(0, rH * i); Shuffler.Image1.Canvas.LineTo(Screen.Width, rH * i); end; end;
Draw Screen
Основной код находится в процедуре DrawScreen. Эта процедура вызывается внутри события OnTimer компонента Timer.
procedure DrawScreen; var r1, r2: TRect; Direction: integer; begin r1:=Rect(rW * gx , rH * gy, rW * gx + rW , rH * gy + rH); Direction := Trunc(Random*4); case Direction of 0: gx := Abs((gx + 1) mod DELTA); //право 1: gx := Abs((gx - 1) mod DELTA); //лево 2: gy := Abs((gy + 1) mod DELTA); //низ 3: gy := Abs((gy - 1) mod DELTA); //верх end; //case r2 := Rect(rW * gx , rH * gy, rW * gx + rW , rH * gy + rH); with Shuffler.Image1.Canvas do begin CopyRect(r1, Shuffler.Image1.Canvas, r2); CopyRect(r2, redRect.Canvas, redRect.Canvas.ClipRect); end; end;
Несмотря на кажущуюся сложность кода, он очень прост в использовании. Менять местами можно только части смежные с redRect, поэтому доступны только 4 возможных направления. Прямоугольник r1 содержит текущию позицию redRect, r2 указывает на прямоугольник с блоком, который был перемещён. CopyRect используется для перемещения выбранного блока на место redRect и рисования redRect его в новом месте - таким образом осуществляется обмен этих двух блоков.
Было бы приятней наблюдать анимированный обмен блоков, но я оставлю эту задачу для самостоятельного решения.
Не забудьте по событию OnTimer для компонента Timer написать:
DrawScreen;