Delphi - объектно-ориентированный язык программирования, разработанный компанией Borland в 1995 году. Он основан на языке программирования Pascal, но имеет более расширенные возможности и добавлены новые функции.
Delphi является интегрированной средой разработки (IDE), которая позволяет разрабатывать программное обеспечение для различных платформ, включая Windows, macOS, Android и iOS. Delphi достигает многоплатформенности с помощью...
Суть вопроса: я столкнулся с проблемой сохранения полноцветных иконок, когда понадобилось немного изменить имеющиеся у меня для своих программ. Ни родной Image Editor от Delphi6, ни другие редакторы не смогли мне помочь.
Могли это делать платные редакторы, но они не для нас. Начав разбираться, я обнаружил, что созданная функцией CreateIconIndirect иконка нормально выглядит, если после создания ее кинуть на форму, однако после записи Icon.SaveToFile иконка обезображивается. Это происходит на стадии записи иконки. Поискав информацию, облазив форумы, я понял, что либо этой проблемой никто не занимался, либо с ней все мирятся и заниматься не хотят, хотя интересующиеся имеются.Став заниматься проблемой вплотную, я решил использовать нетипизированные файлы, которым все равно, что в них записывают. Эти файлы хорошо подходят для работы с массивами байт и, если создать массив полностью соответствующий структуре иконки, то записав массив в нетипизированный файл, получим искомую иконку.
Пришлось изучить структуру файла ICO и вот результат.
Для использования процедуры нет необходимости изучать файл ICO, если только вы не хотите ничего изменять, например, размеры иконки. В принципе, можно сделать универсальную процедуру, которая бы определяла размер иконки и, в соответствии с размерами, создавала иконку. Все адреса и размеры, указанные в процедуре, являются абсолютными и изменению не подлежат, так как именно от них зависит, будет ли соответствовать создаваемый массив файлу ICO. В процедуру введено автоопределение количества цветов палитры, от этого зависит структура файла. Вам нет нужды указывать количество используемых цветов.
Кроме того, введено определение размера рисунка и если он не 32х32, то процедура прекратит работу. Это произойдет и в случае если кому-то захочется использовать более 256 цветов. Тем, кто хочет узнать о структуре файлов ICO, читать после кода процедуры. Используя этот метод можно работать с любыми файлами, например, для открытия и побайтного изменения EXE-файлов. Для работы этой процедуры нужен рисунок 32х32 на канве (у меня Image2), диалоговое окно SaveDialog1 (но не SavePictureDialog1) и все. Если нужно, измените имя канвы, оно встречается в двух строчках кода, и имя диалогового окна. Процедура с комментариями ниже:
//Записываем картинку как иконку (файл .ico) {Так как стандартные функции не дают возможности создавать 256 цветные иконки, мы пойдем другим путем, хоть он и медленнее и длиннее. Создадим массив байт, который запишем как файл, это и будет искомая иконка. Для этого создадим промежуточные массивы, иначе процедура станет слишком навороченной, затем проверим количество используемых цветов и, в зависимости от этого, создадим окончательный массив.} procedureTForm1.ToolButton6Click(Sender: TObject); var
MAnd, MXor, MOsn, MCol: array
of
Byte; MPix, MOrg: array
of
TColor; a, b, c, n, m: integer; Bt, Bu, Indicator: Byte; p: TColor; k: boolean; F: file
; LenOsn, LenXor, LenCol: integer; begin
if
(Image2.Picture.Height <> 32) or
(Image2.Picture.Width <> 32) then
begin
ShowMessage('Исходный рисунок не 32х32'); exit; end
; {Создание массивов: MAnd - массив маски AND, MXor - массив маски Xor, основного массива MOsn - куда будет собираться вся информация, массив MPix - массив пикселов рисунка начиная с левого нижнего угла, MCol - массив таблицы цветов - палитры, MOrg - массив оригинальных цветов} {Заполнение массивов MPix и MAnd} {Активизация массивов} SetLength(MPix, 1024); SetLength(MAnd, 128); {Установка счетчиков} b := 0; //Счетчик битов a := 0; //Счетчик пикселов картинки c := 0; //Счетчик байтов маски MAnd Bt := 0; //Формируемый байт маски MAnd {Преобразование картинки в удобный формат, с началом от 0, и перенос ее в таком виде в массив MPix, меняя по пути белый - будущий прозрачный цвет - на черный, заодно заполняем массив MAnd} for
m := 31 downto
0 do
for
n := 0 to
31 do
begin
MPix[a] := Image2.Canvas.Pixels[n, m]; p := MPix[a]; if
p = RGB(255, 255, 255) then
begin
MPix[a] := RGB(0, 0, 0); if
b = 0 then
Bt := Bt + 128; if
b = 1 then
Bt := Bt + 64; if
b = 2 then
Bt := Bt + 32; if
b = 3 then
Bt := Bt + 16; if
b = 4 then
Bt := Bt + 8; if
b = 5 then
Bt := Bt + 4; if
b = 6 then
Bt := Bt + 2; if
b = 7 then
Bt := Bt + 1; end
; b := b + 1; if
b = 8 then
begin
MAnd[c] := Bt; Bt := 0; c := c + 1; b := 0; end
; a := a + 1; end
; {Заполнение маски MOrg нулями, предполагая 256 цветов} SetLength(MOrg, 256); for
n := 0 to
255 do
MOrg[n] := RGB(255, 255, 255); {Оцениваем количество цветов и от результата переделываем MOrg} a := 0; //Счетчик количества цветов for
n := 0 to
1023 do
begin
p := MPix[n]; k := false; for
m := 0 to
255 do
begin
if
k = false then
if
p = MOrg[m] then
k := true; end
; if
k = false then
begin
if
a > 255 then
begin
ShowMessage('Ваш рисунок имеет более 256 цветов'); MOrg := nil
; MPix := nil
; MAnd := nil
; exit; end
; MOrg[a] := p; a := a + 1; end
; end
; LenOsn := 2238; LenXor := 1024; LenCol := 1024; Indicator := 1; if
a < 15 then
begin
LenOsn := 766; LenXor := 512; Indicator := 0; end
; {Заполняем маски нулями} SetLength(MXor, LenXor); SetLength(MCol, LenCol); for
n := 0 to
LenXor - 1 do
begin
MXor[n] := 0; end
; for
n := 0 to
LenCol - 1 do
begin
MCol[n] := 0; end
; {Заполнение массива MXor согласно массива MPix} Bu := 0; b := 0; c := 0; for
n := 0 to
1023 do
begin
p := MPix[n]; k := false; for
Bt := 0 to
255 do
begin
if
k = false then
if
p = MOrg[Bt] then
begin
k := true; if
indicator = 1 then
MXor[n] := Bt else
if
b = 1 then
begin
Bu := 16 * Bu + Bt; MXor[c] := Bu; c := c + 1; b := 0; end
else
begin
Bu := Bt; b := 1; end
; end
; end
; end
; {Заполняем массив MCol согласно массива MOrg} begin
a := 0; for
n := 0 to
255 do
begin
p := MOrg[n]; MCol[a] := GetBValue(p); MCol[a + 1] := GetGValue(p); MCol[a + 2] := GetRValue(p); a := a + 4; end
; end
; {Заполняем MOsn нулями} SetLength(MOsn, LenOsn); for
n := 0 to
LenOsn - 1 do
MOsn[n] := 0; {Заполняем массив MOsn для 256 цветной иконки} if
indicator = 1 then
begin
MOsn[2] := 1; MOsn[4] := 1; MOsn[6] := 32; MOsn[7] := 32; MOsn[14] := $A8; MOsn[15] := 8; MOsn[18] := $16; MOsn[22] := $28; MOsn[26] := 32; MOsn[30] := $40; MOsn[34] := 1; MOsn[36] := 8; MOsn[42] := $80; MOsn[43] := 4; MOsn[55] := 1; m := 0; for
n := 62 to
1085 do
begin
MOsn[n] := MCol[m]; m := m + 1; end
; m := 0; for
n := 1086 to
2109 do
begin
MOsn[n] := MXor[m]; m := m + 1; end
; m := 0; for
n := 2110 to
2237 do
begin
MOsn[n] := MAnd[m]; m := m + 1; end
; end
; {Заполняем массив MOsn для 16-цветной} if
indicator = 0 then
begin
MOsn[2] := 1; MOsn[4] := 1; MOsn[6] := 32; MOsn[7] := 32; MOsn[8] := 4; MOsn[14] := $E8; MOsn[15] := 2; MOsn[18] := $16; MOsn[22] := $28; MOsn[26] := 32; MOsn[30] := 64; MOsn[34] := 1; MOsn[36] := 4; MOsn[43] := 2; MOsn[54] := 16; m := 0; for
n := 62 to
125 do
begin
MOsn[n] := MCol[m]; m := m + 1; end
; m := 0; for
n := 126 to
637 do
begin
MOsn[n] := MXor[m]; m := m + 1; end
; m := 0; for
n := 638 to
765 do
begin
MOsn[n] := MAnd[m]; m := m + 1; end
; end
; {Закрываем все массивы, кроме MOsn} MAnd := nil
; MXor := nil
; MOrg := nil
; MCol := nil
; MPix := nil
; {Записываем массив MOsn в файл, для этого создаем нетипизированный файл, активизируем его и побайтно пишем в него данные из массива MOsn} if
SaveDialog1.Execute then
begin
AssignFile(f, SaveDialog1.FileName + '.ico'); Rewrite(f, 1); for
n := 0 to
LenOsn - 1 do
begin
Bt := MOsn[n]; BlockWrite(f, Bt, 1); end
; CloseFile(f); MOsn := nil
; end
; end
;
Существуют иконки более сложной структуры. Они могут содержать несколько рисунков. Я с ними не разбирался.
Может быть кто-то из профессионалов скажет - примитивщина, нагородил. Ну что ж, может быть есть пути проще и лучше, но когда я спрашивал на форумах никто не смог помочь. Главное, работает без проблем. Я всего месяц как познакомился с Delphi и Паскалем, думаю можно кое-что и простить.
О структуре иконки. Информации немного в интернете, но кое-что я раскопал. Пришлось просмотреть коды разных иконок, чтобы иметь о них представление. Файл ICO очень похож на BMP: в начале файла заголовок BITMAPFILEHEADER, размером обычно 22 байта. В нем содержится информация о файле. За ним идет BITMAPINFOHEADER, 40 байт, содержит информацию о ширине и высоте иконки в пикселах, количество бит на пиксел в структуре картинки, занимаемое место таблицей цветов и другая информация. Для примера оба заголовка для 16-цветной иконки. В квадратных скобках номер байта в файле, далее эго значение.
[2] := 1; // Всегда 1 [4] := 1; // Всегда 1 [6] := 32; // Ширина и [7] := 32; // высота в пикселах? [8] := 4 // Не знаю [14] := $E8; // Младший байт размера файла минус 22(размер BITMAPFILEHEADER) [15] := 2; // Старший байт размера файла [18] := 22; // Размер BITMAPFILEHEADER [22] := 40; // Размер заголовка BITMAPINFOHEADER [26] := 32; // Ширина в пикселах [30] := 64; // Высота в пикселах обоих масок в сумме [34] := 1; // Число плоскостей [36] := 4; // бит/пиксел для таблицы пикселов [43] := 2; // Старший байт размера таблицы пикселов (т.е.$200=512) [54] := 16; // Число используемых цветов (не обязательно)
Остальные не указанные байты и до адреса 62 все 0. После заголовков находится таблица цветов.
Каждый цвет занимает 4 байта. По порядку - синий, зеленый, красный и нулевой байты. Первые 3 байта образуют цвет пиксела. То есть, каждый пиксел на иконке может иметь 256х256х256 оттенков. При 16 цветной иконке таблица цветов занимает 16х4=64 байта, при 256 цветной - 1024 байта. По идее, при записи иконки любая программа должна просканировать иконку и все найденные цвета записать в таблицу.Почему этого не происходит я не знаю. Windows эти цвета при записи игнорирует и устанавливает свои. Если же при 16 цветной палитре используются только, допустим, 6 цветов, то остальные 10 цветов не нужны, однако место для них остается, но оно не используется.
Следующим блоком в файле идет таблица пикселов. Первый пиксел это самый нижний в левом углу. И переписываются они в таблицу построчно. Основной параметр, по которому таблица организуется, это количество бит на пиксел. Каждый элемент этой таблицы - это номер цвета в таблице цветов. При выводе на экран иконки берется очередной элемент, то есть номер цвета в таблице цветов, берет по номеру цвет из таблицы цветов и этот цвет выводится на экран. Так как для определения номера в таблице из 16 цветов достаточно 4 бит, то каждый байт таблицы пикселов определяет 2 пиксела. Причем, младшие 4 разряда относятся к первому, а старшие - к следующему пикселам. Для 256 цветов необходим полный байт. Поэтому, таблица пикселов занимает соответственно 512 и 1024 байтов. Таблица пикселов это образ маски XOR иконки, цвет, который должен быть прозрачным, заменен черным, в остальном же это рисунок, который вы создали в редакторе.
И последним идет таблица маски AND. Это двухцветная маска вашего рисунка, имеет только белый цвет (бит включен) и черный цвет (бит равен 0). Белый цвет находится там, где будет прозрачный цвет, черный скрывает все остальное. При наложении двух масок друг на друга тот пиксел, у которого на маске AND белый, а на маске XOR черный цвет, будет невидим. Так как маска AND монохромная, то один байт содержит информацию о 8 пикселах, а размер маски будет 1024/8=128 байт. Имеем:
для 16-цветной иконки размер 22+40+64+512+128=766 байт, для 256 - 22+40+1024+1024+128=2238 байт.
Создав массив из соответствующим образом пребразованного рисунка, мы можем записать его байты в нетипизированный файл, которому все равно, что в нем находится, добавив к имени расширение .ico, мы получим то, что было нужно. Конечно, есть разные варианты размеров иконок, у них могут меняться размеры заголовков, использоваться другая информация, но структуры эти должны присутствовать. Существуют иконки гораздо большие размером, но я с такими не разбирался.